Автоматизация поставленных звуков

19

К  автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ваш малыш произносит этот звук  изолированно. Если  он четко и Автоматизация поставленного звукамногократно может много раз совершенно правильно его повторить. Ни в коем случае не следует вводить звук  в слоги и слова тот звук, который произносится еще недостаточно отчетливо.

Это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении. Если вы любящая мама или один из родителей  вы должны автоматизацию поставленного звука проводить в строгой последовательности. А начинаем мы с  автоматизации звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных). Затем в словах (в начале слова, середине, конце). Потом автоматизация звука в предложениях. А заканчивать  автоматизацией звука в скороговорках и стихах. Но, а когда все это пройдете и научитесь заучивать маленькие стишки, автоматизацию звука закрепляете в коротких, а затем длинных рассказах, а затем и в разговорной речи. Держитесь последовательности и у вас все получиться. Начинаем с проговаривания слогов: повторяем са — со — су — сы со — су — са — сы су — сы — со — са

Если у ребенка хорошо получилось, то добавляем слова: Сани, сабля, салат, салют, сатин, сапог, сахар, сайка, сам, сад. Видите, звук с стоит вначале слова. Самое главное, не торопитесь. Если ребёнку интересно, он правильно будет произносить, по крайней мере, будет стараться.

Ставим звук с в середину слова и повторяем: Оса, коса, лиса, роса, досада, писать, кусать, посадка, краса, колбаса, гусак.

Если все получилось, то переходим на слог со: Соня, соль, сок, сон, сом, сопка, сотня, сокол, совы.Автоматизация поставленного звука

Затем ставим в середину: Песок, кусок, голосок, колосок, осока, колесо, фасоль, рассол, носок, лесок, босой, высокий.  Отвлекается малыш, значить устал. Остановитесь, не нервируйте себя и не кричите на ребенка. Ему стало не интересно. Через час или чуть побольше времени, он опять охотно займется с вами словами, а пока пусть он поиграет его любимой игрушкой.

Далее возьмем слог су:  Сумка, сук, суп, суть, сурок, суд, судно, сухо.

Поставим его в середину: Рисую, несут, пасу, посуда, колбасу, вынесу.

Перейдем на слог сы:  Сын, сыт, сыпь, сынок, сырок, сыпать, сыч.

Поставим его в середину: Носы, весы, косы, кассы, лисы, усы, босые, посыпка, посылка, волосы, полосы.

Повторюсь: автоматизация в словах сначала осуществляется с опорой на слоги (са – сад). На начальных этапах проводится закрепление произношения слов, в которых данный звук находится в начале слова.  Далее следует звук – в конце и середине слова. Запоминайте: вначале звук автоматизируется в словах простых по фонетическому составу и не содержащих нарушенных звуков.  Играйте с детьми. Придумывайте разные игры с показом картинок, прочтения слов. Полезны задания, направляющие ребенка на поиск слов, содержащих данный звук (придумывание слов с данным звуком). Не ограничивайтесь только тренировкой звуков в словах, нужно вводить творческие упражнения, игры, от произнесения отдельных слов переходить к построению словосочетаний с ними и коротких высказываний.

Разберем звук с в сочетании звуками сва и сво:

Сварить, свалить, сваи, сварка, свадьба, свой, свод, небосвод, освободить, сводный.

Продолжаем совершенствовать звук с: ска, ско, ску

Скала, скатерть, скалка, скакать, скамейка, сколько, скоро, сковородки, скупить, скулить.

ела, ело, слу, слы

Слава, сладко, славно, слабый, слово, слон, слово, слух, слушать, случай, слыть, слышать.

смо, ему, смы, сна, сно, сны

Смог, смотр, смолы, смуглый, слыть, снаряд, снова, сноп, сны, спа, спо, спу

Спартак, спать, спалить, спор, спорт, спокойно, спутник, спутать, спугнуть.

ста, сто, сту, сты

Стая, сталь, стакан, стать, ставни, ставить, старик, стол, стоя, сто, столько, стойка, стопка, стон, стук, ступа, стужа, студень, студить, ступеньки, стынуть.

Если у ребенка все неплохо получается, то перейдем к играм более серьезным: Например, назови предметы на картинках (сыр, собака, старик, скамейки)

Или такое упражнение: прочитать предложения.

Соня несет сумку. Собака ест мясо. Наступила осень. Осыпались листья. На суку сидит сорока. Днем совы спят. Мама сварила суп. В огороде растет подсолнух. В стакане сок. У Саши новая сорочка. На соломе спит собака. Высоко в небе летит самолет. В саду стоит стол и скамейка. Самосвал свалил песок.

Ну а после обучения, всегда идет закрепление: упражнения с закреплением с в обратных слогах и словах:  ас, ос, ус, ыс, яс, ее, ёс, ис

Бас, нас, квас, погас, астра, каска, басня, масло, маска, опасно, ласточка, паста, мастер, нос, рос, мост, рост, хвост, оспа, острый, вопрос, трос, космос, покос, вкус, ус, густо, пусто, капуста, русский, грустный, мыс, кумыс, выступ, выставить, рыскать, выслать, ясный, ястреб, тряска, коляска, пляска, леска, лес, место, тесто, интересно, тесно, пёс, тёс, овёс, унёс, вёсла, рис, писк, риск, миска, Борис, искра, кислый.

Следующее упражнение: назови предметы на картинках (парус, маска, ласточка, лист)

Просим прочитать  или произносить текст:

У нас погас газ. Саня пил квас. Усталый Вася сразу уснул. На клумбе растут астры. Борис любит кислую капусту. Береги нос в большой мороз. У артиста красивый голос. Сосна растет у моста. Ветром унесло у нас парус. Мы стали грести веслами. Пастух сидит у костра. По мосту идет автобус. В саду спелые абрикосы. У Аси красивые бусы. Из костра летят искры. Пес Барбос грыз кость.

Усложняем задачу. Сегодня на уроке мы перейдем к автоматизации с в связном тексте:

Упражнение: прочитай и перескажи текст. Вы читаете предложения, ребенок повторяет, а потом пересказывает текст, стараясь правильно произнести контрольный звук с.

Например: ЛИСА И СОБАКИ (сказка)

Бежала лиса по полю. Откуда ни возьмись, выскочили собаки и погнались за ней. Лиса стала от них убегать. Бежала, бежала, да к себе в норку и спряталась. Сидит лиса в норе и говорит сама себе:

—           Ушки, ушки, что вы делали?

—           Мы слушали, да слушали, чтобы собаки лисоньку не скушали.

—           Ножки, ножки, что вы делали?

—           Мы бежали, да бежали, чтобы собаки лисоньку не поймали.

—           Глазки, глазки, что вы делали?

—           Мы глядели, да глядели, чтобы собаки лисоньку не съели.

—           А ты, хвост, что делал?

—           А я за пни, за кусты зацеплялся.

—           Ах, ты вот какой! Эй, собаки, ешьте мой хвост!

Собаки ухватились за хвост и вытащили лису из норки. Еле-еле спаслась от них лиса.

Вот когда ваш ребенок все правильно произнес,  и вы остались довольны, можно вытереть пот с лица и сказать мы дорогой,  самый красивый мой сын (дочь) добились своего. Теперь у тебя правильно поставлен звук, ты молодец.  Тогда переходим к автоматизации другого поставленного звука, если конечно это потребуется. Удачи вам, терпения.