Детство, отрочество, юность, зрелость

13

Каждый человек стоит между детством и зрелостью. Его начало совпадает с началом непосредственной подготовки к трудовой деятельности, к семейной жизни, к жизни в обществе.Всем детям предстоит пройти такой неодинаковый процесс превращения во взрослых людей. Промежуток между детством и зрелостью принято называть отрочеством и юношеским возрастом. Примерно с 13 лет отмечается усиленный рост ребенка. По росту и весу он быстро догоняет, а часто и перегоняет родителей.

К 15 — 17 годам ребенок уже достигает высокой степени физической зрелости. Именно в этом возрасте завершается физическое формирование организма, наступает половая зрелость.

Физическое развитие организма регулируется выделяемыми гипофизом и половыми железами гормонами. У каждого течение процесса происходит очень по-разному. Индивидуальные особенности обнаруживаются уже в самом начале: у девочек в 10 — 11, у мальчиков — в 13 — 14 лет.

Менструации впервые появляются у девочек в среднем в 12 лет. Мальчики испытывают первое семяизвержение (поллюция) в 13 — 14 лет. Отклонения в любую сторону до двух лет принято считать нормальными.

Невозможно определить время наступления менструаций или поллюций по вторичным половым признакам (увеличение груди, рост бороды и усов и т. п.), поскольку они нередко опережают развитие вторичных половых признаков.

Этот период заслуживает наибольшего внимания для полового воспитания, так как возникновение половой функции ведет к появлению многочисленных проблем. Изменяется не только организм юноши или девушки, но и их позиция в обществе.

В 14 лет юношей и девушек, мы вправе говорить и об ответственности молодых людей перед обществом. Они обязаны оценивать свои поступки уже и с правовой точки зрения и нести за них ответственность.

Больше доверия — больше прав и больше обязанностей. Юношам и девушкам разрешается посещать вечерние культурные мероприятия, заканчивающиеся до 24 часов, они полностью ответственны за свою деятельность в рамках молодежных организаций. В большей степени они отвечают за учебу, организацию досуга, за трудовую деятельность.

В эти трудные 14 лет все девушки и юноши учатся в школе, не имеют самостоятельного заработка, а это неизбежно порождает противоречие между ощущением взрослости и фактической зависимостью от родителей.

Пройти через это противоречие необходимо для нормального развития, со временем оно будет разрешено при сознательной поддержке родителей. Это противоречие разрешается быстрее и лучше, если у молодого человека воспитано желание и умение самостоятельно, критически оценивать собственные поступки. Молодой человек старается активно участвовать в собственном воспитании, если он способен к самопознанию.

Родители и педагоги имеют полное право требовать от детей этого возраста самостоятельности, ответственности. Этот возраст очень опасен. Часто они еще не могут в достаточной мере управлять собственными действиями, сами того не желая, вызывают своими поступками недовольство окружающих. Личность подростка формируется в процессе решения возникающих перед ним жизненных задач.

В молодом возрасте характерны для подростков неуравновешенность, излишняя раздражительность по отношению к оценкам со стороны посторонних, неустойчивость в самооценках.

Этот возраст сопровождается то уверенностью в себе, то сомнением в собственных силах. Поведение детей отличается нестабильностью, они сравнивают себя как друг с другом, так и с взрослыми.

То до потолка прыгает, то в петлю лезет. Родители! Не старайтесь все сделать сами, не пытайтесь приковать ребенка к себе, не выспрашивайте у него о каждой мелочи, которая может с ним произойти.

Пусть ребенок рассуждает, вникает в волнующие его проблемы, старается глубоко осознать явления окружающего мира. Назидания излишни. Встав на иную позицию, вы очень быстро можете лишиться доверия ребенка.

Подросток — не малое дитя, он не выносит мелочной опеки и отвечает на подобные попытки постепенным уходом из-под родительского влияния.

Если не учитывать его собственного мнения, в основе которого лежит уже более высокий, чем раньше, уровень развития интеллекта, если обращаться с ним как с малышом, отчитывая за любую проделку, относясь высокомерно или невежливо, то в ответ может последовать недовольство, подросток начинает спорить, жалеть себя и замыкаться в себе.

Размышляют подростки о многом: о собственном мировоззрении, о месте в коллективе, о будущей профессии, о нынешней и будущей семье, об окружающих, о поведении родителей, об отношении к волнующим их вопросам… И так до бесконечности.

Тринадцатилетние подростки — уже не малыши, они отрицательно относятся к взрослым, которые по-прежнему пытаются обращаться с ними как с малышами.

Они уже выросли из этого возраста, хотя иногда и ведут себя очень по-детски. Детская наивность у подростков потому и бросается в глаза, что проявляется все реже. Шаг за шагом подросток уходит из детства, взрослеет.

Если родители не могут понять причин постепенного отхода подростка от семьи, то это значит, что в свое время они не сумели правильно оценить перемены в отношениях между ними и их детьми, не изменили в этот период характера воспитания. Методы воспитания должны претерпеть необходимые изменения.

Подростку необходимо стать самостоятельным.

Родители, призваны сознательно формировать и стимулировать этот процесс, который может целенаправленно протекать лишь в том случае, если в жизни общества, в семье, формирующаяся личность имеет возможности для полного развития.

Молодые люди, усваивающие поставленные перед ними задачи, постоянно ощущают поддержку общества. Молодежь активно вовлекается в жизнь общества, у юношей и девушек формируется прочное мировоззрение, складываются политические убеждения, основывающиеся на познанных наукой и испытанных на практике закономерностях и взаимосвязях, присущих жизни общества.

В это трудное время для молодежи складываются не простые отношения любви и взаимного уважения между родителями и детьми. Но это, в свою очередь, требует и от родителей, чтобы они сами относились к детям как добрые товарищи, постоянно были готовы помочь им, были бы откровенными, уважали личность молодого человека.

Противоречия возникают в тех случаях, когда взрослые мало внимания уделяют волнующим молодых людей проблемам, пытаются давить своим авторитетом, проявляют нетерпимость, пытаются решительно во всех мелочах опекать подростка, регламентировать все его действия.

Половое воспитание — неотъемлемая часть подготовки к вступлению в жизнь.

Родители должны, стремится воспитать из подростков всесторонне развитых людей, людей, получивших такое образование и воспитанных таким образом, что они, опираясь на знания и умения, на свою жизненную позицию, исходя из своих убеждений, чувств и свойств характера, способны утвердиться во всех сферах жизни и идти дальше в своем развитии.

Подготовка к вступлению в жизнь не может ограничиваться сферой трудовой и общественной деятельности, а должна также распространяться и на такие области, как любовь, половые отношения, брак и семья. Лишь в этом случае будет обеспечено подлинно всестороннее развитие личности.

В чем же суть полового воспитания? Что это такое?

Отчасти мы уже ответили на эти вопросы. Половое воспитание нельзя рассматривать в отрыве от других аспектов воспитания, равно как и ограничивать его задачи одной лишь передачей информации о половой жизни в форме поучений или наставлений. Это воспитание у детей и подростков правильной позиции и правильного отношения к самому себе в вопросах половых отношений, к представителям противоположного пола.

Все это легче сказать, чем сделать.

Рассчитывать на успех можно только в том случае, когда у подростка: личный пример воспитателя, окружающий мир, возбуждающий у подростка интерес, отсутствие мелочной опеки, необходимость выполнять конкретные требования, наличие возможности «показать себя», необходимо учитывать также и неизбежный риск.

Лишь при поддержке умудренных опытом взрослых людей они получат возможность самостоятельно разобраться в том, к чему следует стремиться при формировании поведения в половых вопросах, решить, что является правильным, а что нет, сделать соответствующие практические выводы.

Подготовка детей и подростков к браку и семейной жизни является, задачей воспитания. Школа, детские и молодежные организации, родители призваны решать различные задачи, и располагают различными возможностями.

Уже в начальных классах школы дети узнают о равноправии мужчин и женщин. Они учатся правильно вести себя по отношению к беременным женщинам, младшим детям, пожилым людям.