Формирование правильного звукопроизношения

42

На этапе формирования правильного звукопроизношения должны быть привлечены к работе различные ощущения ребенка. Зрительные, когда он видит, как двигаются губы, язык. В каком положении зубы при произнесении того или иного звука. Слуховые, когда ребенок слышит звук. формирование правильного звукопроиношенияТактильные, когда ребенок осязает, например, прикладывая руку к горлу «жуж­жание» гортани при произнесении звонких согласных.

Занятия по формированию правильного звукопроизношения проводятся в сле­дующей последовательности:

Постановка звука. Закрепление (автоматизация) правильного произношения в слогах. Закрепление звуков в словах. Закрепление звуков в предложениях. Различение (дифференциация) звуков, похожих по звучанию или по артикуляции. Закрепление звуков в разговорной речи.

Для занятий вам потребуется широкое зеркало, чтобы ребенок видел одновременно ваше и свое лица, тетрадь, чайная ложка, а лучше — медицинский шпатель.

Существуют три основных способа постановки правильного про­изношения.

Первый способ. Вы показываете перед зеркалом ребенку, как правильно произ­нести звук. Ребенок слышит звучание, видит артикуляцию и созна­тельно пытается воспроизвести этот звук, подражая вам. В моей работе часто случается, что ребенок, подражая мне, сразу произ­носит правильный звук, но это при условии, что у него уже сформированы речевые средства (достаточно подвижны мышцы артикуляционного аппарата, слуховое внимание).Формирование правильного звукопроизношения

Второй способ. Если правильный звук не удается получить по подражанию, прибегают к помощи каких-либо приспособлений (шпатель, шарик на палочке, спичка, соска и т. п.)

Третий способ. Смешанный. Механическая помощь требуется для того, чтобы помочь ребенку более полно и точно воспроизвести требуемую артикуляцию, пока­зывая ему в зеркале и словесно объясняя.

Правильная артикуляция свистящих звуков Су,  СЬ, З, ЗЬ.

губы принимают положение последующего гласного звука;  зубы сближены на расстояние одного миллиметра; кончик языка упирается в нижние резцы;  боковые края плотно прижаты к верхним коренным зубам; спинка языка (его средняя часть) выгнута, посередине обра­зуется желобок, по которому выдыхаемая струя воздуха направляется к резцам (передним зубам). При произнесении мягкого с спинка языка сильнее выгнута, язык более напряжен.

Звуки з, зь произносятся так же, только здесь уже включается голос (благодаря смычке голосовых связок), за счет чего и образуется звонкий свистящий звук.

Искажение свистящих и шипящих звуков называется сигматизмом, замена их другими звуками называется парасигматизмом.