Игры на развитие фантазии

17

Я работаю давно с детьми, подростками, я тренер. И в любом возрасте, в Игры на развитие фантазиисвободное от основного тренировочного время, вечером перед сном, или в перерывах между тренировками, мы проводим игры на развитие фантазии. А особенно они хороши на сборах или в спортивных лагерях.

Эти игры полезны для развития воображения, творчества. Игры на развитие фантазии способствует формированию способностей детей понимать друг друга, согласовывать творческие индивидуальные игровые замыслы с партнерами.  Обогащает  детскую эмоциональную и нравственную жизнь.

В основе игр на развитие фантазии лежит совместное сюжетосложение. Умение ребенка или подростка  выстраивать последовательности событий, охватывающие разнообразные тематические содержания.Игры на развитие фантазии

Например: Играющие делятся на несколько команд. Ведущий или я, тренер,  раздаю командам листики бумаги и карандаши. Задача игроков – за 5—6 минут придумать веселую юмористическую сказку, начинающуюся словами: «Жили были…» и заканчивающуюся: «Ну надо же!»

Этот вид игры преимущественно протекает в речевом плане, с крайне свернутыми предметными и ролевыми действиями.

Другой пример: Назовите детям ряд слов и предложите на их основе Игры на развитие фантазиипридумать какую-нибудь историю, или сказку.  Пять слов, подсказывающих сюжет сказки о колобке: дедушка, бабушка, колобок, лиса, медведь. Добавьте к этим словам шестое слово, постороннее, например, ракета или мельница. Вот и получится сказка, в которой колобок улетел от лисы на ракете или попал на мельницу.  В такой игре нет проигравших и выигравших, в ней привлекает сам процесс фантазирования.Игры на развитие фантазии

Игру-фантазию начинаем с пересказа, беседы по содержанию основной сказки.  Отмечаем характерные особенности героев.  Дети высказывают свои мнения о героях и их поступках, оценивая и себя с позиции норм морали. Подобные обсуждения полезны и эффективны, т.к. выслушивая мнения друг друга, дети, учатся слушать и слышать собеседника, осваивают умение отстаивать свое мнение и при необходимости признавать свою неправоту.

А далее предлагается придумать новую сказку немного не похожую наизвестную. Так мы совместно с детьми приходим к мнению, какую же сказку мы будет придумывать. Придумывание начинаем не совершенно новых сюжетов, а с частичного изменения уже известных сказок.

При сложении новых сказок сохраняем общую смысловую канву, и заменяем конкретных персонажей и их действия, в зависимости от смысла — и получается новая сказка. При преобразованиях сказки используем весь арсенал известных детям персонажей и коллизий — сначала из других сказок, а затем и из реальных историй, кинофильмов и т.д.

А еще я хотела бы остановиться на игре пересказе. Группа ребят выходит из помещения. Я рассказываю сказку или историю одному человеку. Приглашаем последовательно ребят. Первый пересказывает сказку второму, второй, что услышал третьему. В итоге получаем совершенно новую сказку или рассказ. Все смеются и радуются. Время проводим весело.Игры на развитие фантазии

В играх на развитие фантазии, кроме активизации воображения подростка, на мой взгляд, еще есть очень важный момент: он начинает понимать, что замыслы партнеров могут сильно отличаться от его собственного, ребенок оказывается перед необходимостью объяснить свой замысел, изменить его в соответствии с предложениями других участников, т.е. учится понимать других детей.