Коррекция сигматизма

330

Искажение свистящих и шипящих звуков называется сигматизмом, замена их другими звуками называется парасигматизмом. Существует шесть видов сигматизма. Начинать занятия нужно с проверки на слух звуков с, з, ц. Для этого нам понадобиться зеркало и два стула, для вас и вашего Коррекция сигматизмаребенка. Если ребенок плохо справился на первом уроке, не ругайте его, поиграйте в слова. Например: давай поиграем в слова на букву с. Какие ты знаешь?  Слон, сова…, потом предложите на другие буквы, которые он плохо произносит. Самое главное терпение.  А теперь познакомимся с видами сигматизма.

Межзубный сигматизм. Сначала расскажите ребенку доступно, простыми словами, при­влекая к работе его слух, зрение, осязание (сидя рядом с ним перед зеркалом), и покажите, глядя в зеркало (ребенок тоже смотрит на вас в зеркало), как правильно произносится звук. Укажите ребенку на то, что самое главное при произнесении с, з, ц, то, что кончик языка упирается в передние нижние зубы и его не должно быть видно между зубами, они закрыты.

Если ребенок не может сразу произнести звук, подражая вам, нужно прибегнуть к механической помощи. Прижмите кончик языка спичкой (концом спички, предварительно отломив серную головку), и пусть ребенок, закусив зубами спичку, произнесет звук с, потом з. Если ребенок с помощью спички произносит правильно звуки с, з, а без спички не может, потренируйтесь подольше со спичкой, потом опять .попробуйте без нее, до тех пор, пока ребенок не станет произносить самостоятельно правильные звуки с, з, ц.

Если не получается сразу звук з (ребенок его произносит как с) положите его руку на вашу гортань, а другую руку на свою, произнесите сначала, протягивая, звук с («Слышишь, горлышко молчит?»), а потом протяните звук: «з…з…з…» и ребенок «услышит», как «загудело горлышко».

Для произнесения правильного звука ц предложите произнести слитно звуки тис, сначала медленно, потом быстрее, в итоге получится звук ц (т+с). При произнесении ц поднесите тыльную сторону ладони ребенка к своему рту, и он почувствует струю воздуха.

Губно-зубной сигматизм. Показываете в зеркале правильную артикуляцию. Если у ребенка не получается сразу по подражанию правильный звук, придержите его нижнюю губу (обнажатся зубы) и предложите произнести звук в таком положении. Приучите ребенка произносить звуки с, з ц, с механической помощью (придерживая губу пальцами), а затем самостоятельно.

Призубный сигматизм. Положив на кончик языка спичку (вдоль языка), опустите его за нижние резцы, чтобы дать выход воздуху через передние зубы. Сначала произнесите звук с помощью спички (ребенок произносит звук, закусив спичку, а вы или он сам держит спичку за другой конец), а потом без нее.Коррекция сигматизма

Шипящий сигматизм. Предложите ребенку держать кончик языка между передними зубами, распластав его, и выдыхать воздух, направляя его на кончик языка. Получится звук, похожий на межзубное с. Потом нажмите на кончик языка шпателем или спичкой и отодвиньте его за нижние резцы (зубы).

Боковой сигматизм. При исправлении бокового сигматизма приучите ребенка дуть на широко распластанный между губами передний край языка, потом на кончик языка между зубами. Потом язык переводится за зубы, звук закрепляется, после этого можно закреплять звук в слогах, словах, фразах.

Носовой сигматизм. Предварительно необходимо сформировать правильную воздуш­ную струю по середине языка. Можно делать такие упражнения, Как задувание свечки, сдувание со стола бумажек, кусочков ваты. Сначала язык находится между губами, потом между зубами. Когда закрепится межзубное произношение с, з, тогда можно переводить кончик языка за зубы (нижние резцы).

Игры и уроки с детьми нужно начинать с хорошим самочувствием. Если вы устали. не начинайте урока, лучше отдохните. А когда вы будете в хорошем настроении, позанимайтесь с вашим малышом. Разнообразьте ваши уроки. Пусть они будут развлекательно-познавательными. Желаю успеха!