В шесть семь лет дети говорят правильно, но все же встречается нечистая речь у детей приблизительно у двадцати процентов. Речевые недостатки

Нарушение произношения у детейэтой возрастной группы вы­ражаются в искажении шипящих звуков ш, ж, ч, а также, ф,л,б. Чаще всего в шесть лет дети заменяют один звук другим. Картавость, шепелявость становятся привычными.

Встречаются и более серьезные отклонения: заикания, сложная дислалия, они составляют сравнительно небольшой процент среди всех случаев речевых недостатков. У детей 6—7 лет встречается неправильная расстановка ударений, «проглатывание» окончаний слов. Часто небрежность в словопроизношении объясняется подражанием речи взрослых: «яб- луко», «мине», «ходить», «фатить».

Почти все личностные качества: вкусы, привычки, характер, темперамент закладываются у человека в детстве. И немалую роль в становлении личности играет речь. Например, у Оли с дефектом речи, которая не посещала детский сад. Она не испытывает по этому поводу никаких переживаний. Сверстники не смеются над ней, не дразнят её. Она раскована, разговорчива, охотно общается.

Нарушение произношения у детейВозьмем Ваню, который посещает детский сад, он будет подвергаться насмешками, обидным замечаниям, в концертах на детских утренниках такие дети не будут участвовать, воспитатели не допускают их на выступления. Ваня обижен, он не чувствует себя равным среди других детей. Постепенно он будет стараться при удобном случае отмолчаться или ответить односложно, он постарается не принимать участия в речевых играх. Характер у него сформируется замкнутый, он будет молчуном, неуверенным в своих силах, и, став взрослым, выберет себе профессию, которая не потребует частого и интенсивного общения с людьми. А потом и у него появятся дети, которые будут воспитываться в так называемой нездоровой речевой среде.

Бывают и такие случаи: мама привела сына к логопеду. Знакомясь с мальчиком, логопед спросил его: «Как тебя зовут?» Мальчик молчал. Логопед повторила вопрос. И снова не получила ответа. Маме пришлось вмешаться. «Он знает свою фамилию и имя, но стесняется сказать, потому что не выговаривает звук «к». А зовут его Костя Крымов». Логопед стал рассматривать книжки, картинки, Костя постепенно раз­говорился, и тут выяснилось, что он вообще не произносит «к». Если бы он сказал свое имя, то получилось бы «остя».

Логопед  сразу же стала работать с ним над постановкой звука «к», и очень быстро добилась правильной артикуляции. Видимо, Костя очень переживал из-за своего недостатка, поэтому слушал очень внимательно, ста­рался. Через пять-шесть занятий он уже ввел звук «к» в свою речь, и не только его произношение изменилось, но и характер. Он стал веселее, увереннее в себе, охотно говорил, уже не опасаясь звука «к». Он долго звонил логопеду, чтобы просто поговорить…

Еще один пример: в семье кто-то из родителей, или брат, или сестра имеют дефекты произношения. Пятилетнюю Олю привела в логопедический кабинет мама. Когда логопед стала расспрашивать мать о ребенке — его развитии, здоровье, интересах, выяснилось, что мать имеет дефекты произношения всех согласных звуков. Речь матери производила крайне тягостное впечатление.  Сама она вела себя неуверенно, робко, явно стыдилась своего дефекта. Кроме Оли, у нее были еще две младшие дочки. Несмотря на то, что нужно было далеко ездить на логопедические занятия, мать регулярно и добросовестно привозила девочку и занималась с ней дома. Но так как она сама имела неправильное звукопроизношение, ей пришлось сначала ис­править собственную артикуляцию, а потом работать с ребенком. Через несколько месяцев и мать, и дочь полностью овладели пра­вильной артикуляцией всех звуков. Но разница между ними была: ребенок смог быстрее ввести новые навыки в обиход. Взрослому человеку сложнее автоматизировать звуки в речи.

Семилетнего Сашу на прием привела бабушка. У Саши были недостатки произношения шипящих, свистящих звуков, и звука «р». Обследовав речь мальчика, логопед назначила время занятий. В следующий раз он пришел уже сам, объяснив, что у мамы нет времени. По дороге домой из школы он заходил к логопеду, и логопед занималась с ним. Но так как мать никогда не присутствовала на занятиях, не знала, чем и как мы занимаемся, дома Саша не закреплял навыки. Его лечение длилось более полугода. А через два года он сам привел ко мне свою младшую сестру. И тут Саша взял на себя роль матери: водил сестру на занятия, занимался с ней дома, выполняя задания. Благодаря этому сестра Саши добилась успеха через два месяца, и была выписана с правильным, стабильным звукопроизношением.

Эти примеры я привела к тому, что родители должны больше заниматься с детьми дома. И если ребенок вам дорог, то вы должны приложить все усилия, чтобы он стал успешным во всём, в том числе и в произношении слов.