Причинами возникновения  функциональной дислалии являются: неправильное воспитание речи ребенка в семье. Часто взрослые, подражая детскому лепету, долго «сюсюкают» с ребенком. Это задерживает развитие правильного звукопроизношения.

Функциональная дислалия возникает вследствие подражания ребенком неправильному звукопроизношению взрослых. Особенно плохо, когда в семье кто-то из взрослых имеет косноязычную речь. Недостатки звукопроизношения могут быть вызваны и недоразвитием фонематического слуха.

Когда взрослые уделяют мало внимания воспитанию своего ребенка, не следят за речью, причиной дислалии является педагогическая запущенность.  Ребенок испытывает затруднения в различении звуков, которые отличаются друг от друга очень тонким акустическим звучанием, например, звонких и глухих согласных (б-п, д-т), мягких и твердых свистящих и шипящих (сь-с, ш-щ). В этом случае развитие правильного звукопроизношения задерживается.

А далее, недостатки звукопроизношения, особенно замена звуков или их смешение в словах, могут повлечь за собой недостатки письма и чтения. И учительница вызывает вас в школу, говоря, что вам нужно учиться в другом классе, у нас вам не место.

Дислалия вызывается  снижением слуха, умственная отсталость ребенка. У тугоухих детей имеются трудности в различении (дифференциации) шипящих и свистящих звуков (ш-с, ж-з), звонких и глухих согласных (д-т, б-п). Нужно заранее выявить нарушения, связанные с понижением слуха у детей. До школы, попробовать исправить все погрешности у малыша.

Ребенок может неправильно произносить любой согласный звук, но звуки простые по произношению, нарушаются реже, например: м, н, т, п. Звуки трудные по артикуляции нарушаются чаще. Шипящие (ш, ж, ч, щ), свистящие (с, з, ц), язычные (р, л). Если ребенок неправильно произносит звуки с, з, то искажаются и их мягкие парные звуки сь, зь.

Нарушения звукопроизношения могут проявляться в искажении звуков, в отсутствии или в замене их другими звуками. Например, когда произносится звук Р. Искажение звука — это когда вместо правильного звука произносится звук, которого нет в русском языке. Отсутствие звука — выражается в его выпадении в начале слова, в середине или в конце (например, вместо ракета — акета, вместо барабан — баабан, вместо топор — топо).

Причинами возникновения механической дислалии является укороченная подьязычная уздечка. Затрудняется движение языка. Бывает слишком длинный или слишком короткий язык. Это тоже приводит к затруднению правильного произношения.

Причинами механической дислалии являются строение челюстей и зубов. Неправильное строение нёба, расщепление твердого неба, губы.

Все механические и функциональные  дефекты нужно выявить родителям в более раннем возрасте и заняться до школы исправлением челюстей и зубов. Следует проводить исправления с помощью специалистов, в логопедических и стоматологических кабинетах. Наилучший возраст для этого от четырех до шести лет.