Давайте пофантазируем на листе бумаге с карандашами или красками. Закройте глаза и всмотритесь в свой мир. На что он вам кажется похожим? Как бы вы изобразили свой мир на бумаге, используя для этого только линии (прямые и кривые) и формы?Развитие фантазии у детей

Подумайте о цвете в вашем мире. Сколько места займет ваше изображение на бумаге? Где на картинке вы расположите себя? Кого вы видите возле себя. Взрослым это задание удается не сразу. Дети более открытые, более откровенные. И то не у всех сразу получается.Развитие фантазии у детей

Сколько детей, столько разных рисунков. С группой разного возраста мы рисовали. Вот примеры. Девочка 12 лет нарисовала рисунок в пол-листа. Вторую часть оставила свободную. Это поразительно удачный пример того, как важно не заниматься интерпретациями как таковыми.

Глядя на рисунок подростка, я могу сказать себе, что ее рисунок смещен в одну сторону листа бумаги и что она оставила большое пустое пространство. Этот ребенок несвободен и скован. Она испугана и всё таит внутри или она лишена душевного равновесия.

Видимо она чувствовала, что её мир тесен, сжат и ограничен определенными рамками. Я не могу быть полностью уверена в этом, но я знаю, что после того как ребенок попробовал визуализировать и нарисовать свой мир, а затем поделиться впечатлениями и проработать свой рисунок с нами, она оказалась способной взглянуть на белое пространство и допустила возможность, что там находится то, что произойдет дальше в ее жизни.

После разбора ее рисунка ребенок изменился, я почувствовала, что ее утверждение, ее голос и выражение лица в тот момент свидетельствуют об оптимизме, надежде, открытости и желанию идти навстречу жизни.

Мальчик, десяти лет, изобразил серию кривых, нечто, похожее на холмы, и огромное улыбающееся солнце, выходящее из-за холмов. Когда я попросила его рассказать, он рассказал мне, что он — это маленькая точка за темным холмом, у самого его подножия. Некоторые из холмов были раскрашены в яркие цвета, а некоторые были темными.

Он использовал простой и цветной карандаши, чтобы достичь различных оттенков. Интересные высказывания у этого ребенка. Ему предстоит проделать длинный жизненный путь. Забраться на вершины холмов.

Я на дороге. У подножия холмов и я хочу взобраться на них. Это сделать нелегко. Некоторые холмы приятные, а некоторые трудные. Я могу отдохнуть и поиграть на некоторых холмах. Я стараюсь добраться до вершины, где солнце. Для этого потребуется много времени.

Сам по себе рисунок уже говорит о многом, что уходит глубоко во внутренний мир ребенка. В процессе работы с рисунком я могла бы попросить его подробнее рассказать о каждом из его холмов, как он ощущает себя в качестве маленькой точки за холмом, на что это похоже — быть солнцем.

Меня всегда поражает глубина чувств и внутреннее содержание, которое выражают дети младшего возраста. У детей своя внутренняя мудрость.

 Через некоторое время, я проводила в этой группе занятие. Этот мальчик нарисовал высокую пирамиду с маленьким мячиком, покоящимся на вершине. Я спросила его о рисунке, он сказал: «А этот маленький шарик на вершине — это я». Это поразило меня как яркое подтверждение возрастания положительного отношения ребенка к его собственному миру.

Еще один пример рисунка. Ребенок изобразил большой ящик с множеством разноцветных кривых линий. Я не знаю, что это значит. Я просто нарисовал его.

Поговорив о житье бытие, я спросила ребенка:

Что это может быть в твоей жизни? Есть ли что-то в твоей жизни, мешающее тебе делать то, что хочется?

Ребенок ответил, подумав: — Да, верно, мои родители не оставляют меня в покое. И мой отец мне много не позволяет. Он не дает мне выйти туда, как будто это что-то ужасное. Я предложила нарисовать себя за пределами ящика. Он долго думал,  затем нарисовал  несколько линий в пространстве за пределами ящика.

«Я пучок линий снаружи, за пределами темной линии. Ему страшно. Я куча вещей, которые дети в школе хотят, чтобы я делал, но отец не позволит ему этого и это хорошо». Он может причинить вред себе или попасть в трудное положение. После долгого молчания, он сказал: «Я, пожалуй, доволен, что вокруг меня есть границы. Мои линии внутри счастливы! Мне нравится этот ящик».

Каждый раз ребенок открывал мне свое сердце и делился со мной той поразительной мудростью, которая обычно оставалась скрытой.

Я испытывала благоговение. Дети научили меня многому. Я помогаю детям легче преодолеть некоторые трудные периоды их жизни.

Общайтесь чаще с детьми, занимайтесь с ними, не сваливайте на всякого рода занятости, усталость, раздражительность. Для чего же тогда вы их родили, если на  их воспитание у вас не хватает времени. Будьте счастливы вместе с детьми.