Стойка на руках используется как исходное, промежуточное (проходное) или конечное положение большинства маховых и силовых упражнений. От точности ее выполнения во многом зависит успешность последующих движений.РАЗВИТИЕ РАВНОВЕСИЯ НА РУКАХ

у младших ребятишек стойка на руках играет роль самостоятельного упражнения, в старших — необходима как выразительный связующий элемент. РАЗВИТИЕ РАВНОВЕСИЯ НА РУКАХ

Выполнение стойки на одной руке, стойки «флагом», стойки руки в стороны на кольцах и т. п. может служить критерием высшего мастерства в равновесиях на руках.

Успешность равновесия в стойке на руках зависит от физической, технической, психологической и специально-двигательной подготовленности гимнастов.

Кроме того, существенное влияние на равновесие оказывают такие факторы, как функциональное состояние ряда анализаторов (двигательного, вестибулярного и др.), место опоры и вид хвата руками, высота, на которой выполняется равновесие, предшествующие стойке двигательные действия спортсмена.

Подавляющее большинство специалистов считает, что стойка на руках должна выполняться прямым телом, так как в прямой стойке легче делать повороты, сальто и другие элементы. Ю. К. Гавердовский (1975) утверждает, что к осанке в стойке на руках должны предъявляться такие же требования, как и к осанке в висе, хотя соблюдать их труднее.

Гимнаст вынужден добиваться правильной осанки, преодолевая силу тяжести, которая прижимает тело к опоре и стремится деформировать его. Поэтому сохранение правильной осанки в стойке на руках требует специальной тренировки.

В. М. Зациорский рекомендует поддерживать равновесие (баланс) за счет движений в суставах, близких к опорной поверхности (например, за счет движений плечевого пояса в переднезаднем направлении и изменения напряжения мышц, окружающих плечевые суставы).

По мнению В. Б. Коренберга, предпочтительнее все регулирующие усилия осуществлять пальцами, что позволяет более чутко контролировать состояние устойчивости тела, так как реакция пальцев быстрее и тоньше, чем плечевого пояса.

Из практики известно, что дополнительными телодвижениями можно добиться восстановления устойчивости в стойке на руках. Так, если устойчивость потеряна вперед («на спину»), следует быстро убрать плечи назад; если назад («на грудь»), нужно своевременно подать плечи вперед. Иногда восстановить устойчивость удается лишь изменением места опоры (хотя это и приводит к некоторому снижению оценки, но зато предотвращает падение).

Для облегчения выполнения упражнений, заканчивающихся фиксацией стойки на руках, целесообразно, например, сокращать время выполнения предшествующей без опорной фазы, увеличивать скорость выполнения поворотов, точнее определять правильное направление движения тела. Известно, что хорошее равновесие не только у того, кто его никогда не теряет, но и у того, кто его быстро восстанавливает.

Исследования И. И. Розена убеждают в том, что условия, в которых совершается двигательная деятельность спортсмена, оказывают специфическое влияние на функцию равновесия, совершенствуя ее в строго определенном плане. Поэтому подбор упражнений для развития способности гимнастов сохранять равновесие должен осуществляться в соответствии с особенностями техники выполнения основных (соревновательных) упражнений.

Равновесие можно воспитывать двумя основными путями.

· во-первых, путем применения так называемых упражнений на равновесие, т. е. движении и поз с затрудненными условиями сохранения равновесия;

· во-вторых, путем раздельного совершенствования анализаторов, обеспечивающих сохранение равновесия (вестибулярного и двигательного).

Исследования позволяют считать наиболее рациональным путь, сочетающий упражнения в равновесии с одновременным воздействием на анализаторные системы, влияющие на устойчивость равновесия. Ниже приводятся серии заданий для совершенствования равновесий в стойке на руках.

Задания, направленные на развитие силы, силовой выносливости и совершенствование технической подготовленности

1. Стойка на полу или стойка на снаряде возможно более длительное время.

2. То же, но с отягощением (утяжеленным поясом, закрепленным на пояснице, бедрах, голенях или в гимнастических туфлях с утяжеленными подошвами). Следить за тем, чтобы не искажалась техника стойки на руках.

3. Быстрый переход из стойки на плечах на стойку на руках.

4. Из стойки на руках на возвышении (10—30 см) спрыгивание с опоры с последующим сохранением равновесия в стойке на полу.

5. Сгибание рук в начале маха назад в упоре на брусьях с последующим выходом в стойку на руках (на количество раз!).

6. Стойка на руках на разновысоких, ступенчатых и наклонных конструкциях.

Задания, направленные на совершенствование технической подготовленности и функций двигательного анализатора

1. Выполнение дополнительных движений ногами в стойке на руках: сгибание и разгибание стоп, разведение ног в стороны, вперед-назад, группировка. При выполнении задания спортсмен должен стремиться сохранить равновесие и правильную осанку.

2. Передача тяжести тела с одной руки на другую, не отрывая их от опоры.

3. Повороты туловища налево и направо в стойке на руках.

4. Стойка на руках на полу или брусьях в обратном хвате, в разном хвате, хвате снизу.

5. Стойка на руках на полу с различным расположением кистей относительно друг друга, с разведенными шире плеч руками.

6. «Сталкивание» со стойки на руках приложением различных усилий к тем или иным звеньям тела: плечевому поясу, пояснице, ногам. Важно, чтобы спортсмен смог «оказать сопротивление», т. е. восстановить равновесие.

7. Стойка на руках с закрытыми глазами.

8. Из положения, лежа на животе, руки вверх на небольшой деревянной доске (ширина 30— 60, длина 150—200 см), поднимаемой с помощью партнеров, переход в стойку на руках на полу.

Задания, направленные на совершенствование технической подготовленности и функций вестибулярного аппарата:

1. Стойка на руках на полу или на перекладине с дополнительными движениями головой вперед, назад и в сторону.

2. Стойка на руках на кольцах.

3. Ходьба в стойке на руках (вперед, назад, влево, вправо) с последующей фиксацией стойки после 5— 6 «шагов».

4. Повороты в стойке на руках на полу или на снаряде на 180, 360° и более с фиксацией стойки после поворота.

5. Стойка на руках после небольшого разбега (15— 20 м).

6. Стойка на руках на полу после серии прыжков на батуте.

7. Стойка на руках после выполнения серии акробатических элементов, такой, как два кувырка вперед, два переворота в сторону, два кувырка назад, прыжок вверх с поворотом на 360° и упор присев.

8. Стойка на руках на вращающейся платформе

а) вращение в стойке на руках с использованием привязного пояса;

б) то же, но без пояса.

Вращение производится в обе стороны с равномерной и переменной скоростью. На начальном этапе совершенствования равновесия скорость вращения оборота в секунду.

9. Стойка на руках на платформе, движущейся с переменной скоростью. Стойку выполнять боком, грудью или спиной по отношению к направлению перемещающейся платформы.

Задания, направленные на совершенствование технической подготовленности и функций основных анализаторов

1. Повороты на 360° и более в стойке на руках на полу в обе стороны с закрытыми глазами.

2. Стойка на руках с закрытыми глазами с амортизаторами.

3. Лежа на спине (на горке матов, свернутой акробатической дорожке), руки на полу, толчком одной и махом другой ноги переход в стойку на руках.

4. Несколько темповых прыжков с ног на руки с фиксацией стойки на руках в последнем прыжке.

5. Из седа на акробатической дорожке 2—3 кувырка назад в стойку на руках.

6. То же, но с закрытыми глазами.

7. Из упора на перекладине оборот назад в стойку на руках, опускание в упор и снова оборот назад в стойку.

8. Стойка на руках с закрытыми глазами на вращающейся платформе.

9. Стойка на руках с закрытыми глазами на качающейся платформе. Сначала следует зафиксировать стойку на руках на неподвижно закрепленной платформе, затем партнер с помощью специального пускового механизма наклоняет платформу в переднезаднем и боковых направлениях. Угол наклона подбирается индивидуально и постепенно увеличивается.

Соблюдайте правила безопасности, выполняйте все упражнения со страховкой. Удачи.