Строение речевого аппарата состоит из трех основных частей: легкие с

Строение речевого аппарата системой дыхательных мышц и подводящие дыха­тельные пути (бронхи, трахея). Гортань с голосовыми связками. Система воздушных полостей, расположенных над гортанью (глотка, носоглотка, рот, нос).

Некоторые дети пяти шести лет страдают не­достатками звукопроизношения.  В чем причины речевых недостатков у детей? Речь — это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих — дети учатся на примере речи родителей, воспитателей и своих сверстников.

Ребенок должен четко воспринять слова и звуки, запомнить их и точно воспроизвести. Хорошее состояние слуха, умение внимательно слушать имеют решающее значение. Рассеянные, невнима­тельные дети совершают ошибки звука и  словопроизношении. Нарушения звукопроизношения при нормальном слухе и нор­мальном речевом аппарате называются дислалией (от греческого dis — приставка, означающая частичное расстройство, и lalio — говорю).

Строение речевого аппарата Дети искажают, заменяют один звук дру­гим, смешивают звуки, и пропускают. В зависимости от причин, обуславливающих дефект звукопроизношения, выделяют две основные формы дислалии: функциональную и механическую. Когда нет органических нарушений, говорят о фун­кциональной дислалии. При отклонениях в строении периферичес­кого аппарата (зубов, челюстей, языка, неба) говорят о механической (органической) дислалии. Нарушения звукопроизношения при нормальном слухе и нормальном речевом аппарате называются дислалией (греческого dis — приставка, означающая частичное расстройство, и lalio — говорю).

Первая часть строения речевого аппарата подает струю воздуха, необхо­димую для образования голоса и звуков речи. Во второй части образуется голос. Третья часть выполняет двойную функцию: она является резонатором, усиливающим звук голоса, в ней образуются звуки речи. Получаются они в результате деятельности активных органов произношения, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть.

Язык и губы могут совершать различные движения и принимать различное положение. Мягкое нёбо может закрывать и открывать проход в нос, а нижняя челюсть — подниматься и опус­каться. Начиная говорить, мы выдыхаем из легких воздух, который по трахее (дыхательному горлу) проходит в гортань. При обыкно­венном дыхании или при произнесении звуков, образуемых без участия голоса, голосовые связки широко раскрыты, и воздух сво­бодно проходит через гортань. Когда же голосовые связки сближа­ются или смыкаются, они преграждают путь выдыхаемому воздуху. В этом случае выталкиваемый из легких воздух с силой прорывается между связками и заставляет их дрожать, вибрировать, в результате чего возникает голос.

Строение речевого аппарата зависи­т от положения языка и губ, если струя воздуха свободно выходит через рот, то, получаются различные гласные звуки, при которых к голосу не примешивается никаких шумов.

Если с помощью языка и губ во рту образуются различные преграды, выдыхаемый воздух трется о них или разрывает их, отчего получаются шумы. Такие шумы в соединении с голосом или без него образуют согласные звуки.

В русском языке имеются шесть гласных звуков: и, э, а, о, у, ы. При произнесении гласных и, э передняя часть спинки языка поднимается вперед и вверх, поэтому они называются передними. При произнесении гласных о, у задняя часть спинки языка (или корень языка) поднимается назад и вверх, поэтому они назы­ваются задними. При произнесении гласного ы поднимается средняя часть спинки языка, поэтому он называется средним. При звуке, а язык не поворачивается. В образовании о, у помимо языка принимают участие губы, которые заметно сближаются и округля­ются при произнесении этих звуков. Поэтому гласные о, у называ­ются губными, остальные гласные негубные.

Согласных звуков в русском языке значительно больше, чем гласных: б, в, г, д, ж, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ. В зависимости от преграды шум при произнесении согласных получа­ется разный. Если имеется полная смычка, то струя воздуха взрывает эту смычку, отчего получается мгновенный шум, такие согласные называются смычными или взрывными: б, п, д, т, ц, ч, х, к.

Звуки м, н, являются смычными (при м сомкнуты губы, а при н кончик языка прижат к верхним зубам), при них воздух свободно выходит через нос благодаря опущенному мягкому нёбу. Они называются носовыми. Если преграда образуется в виде узкой щели, то получается шум от трения воздуха, непрерывно выходящего из гортани, о края этой щели. Такие согласные назы­ваются щелевыми: в, ф, з, с, ж, ш, л, х, щ.

Звуки ж, ш, ч, щ, по тому, как они воспринимаются на слух, называются шипящими, а з, с, ц — свистящими. Согласные звуки делятся на звонкие и глухие. Звонкие согласные произносятся при участии голоса, глухие — без голоса. Звонкими являются звуки: б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р; глухими: к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ. Некоторые звонкие и глухие образуют пары: б-п, д-т, г-к, ж-ш, з-с. Звуки л, м, н, р не имеют парных глухих в русском языке, они называются сонорными (звучными). Звуки ц, ч, щ не имеют звонких звуков.

Многие согласные русского языка могут быть и твердыми, и мягкими. Сравните лук (л — твердый) и люк (л — мягкий), кон (н — твердый) и конь (н — мягкий). Согласные ч, щ всегда мягкие.

Строение речевого аппарата ребенка не зависит от вас. Поэтому нужно начинать заниматься с ребенком с раннего детства, чтобы потом не исправлять его речь. У ребенка должен быть хорошо развит речевой аппарат, чтобы правильно воспроизвести услышанную речь. При этом родители должны четко медленно произносить слова, и слышать произношение у ребенка. Не торопите рассказывать и заучивать небольшие стихи. Научитесь слышать ребенка. Только вы сможете поставить правильную речь своим детям.