Веселую артикуляционную гимнастику проводим одновременно с упражнениями для развития слухового внимания детей дошкольного возраста. Веселая артикуляционная гимнастикаРазнообразие в этом возрасте залог успеха. Работая с ребенком над исправлением дефектов звукопроизношения, необходимо иметь наглядный материал. Чаще ободряйте ребенка, хвалите, тогда ему будет легче и интересней.
Разберем подготовительные неподвижные  упражнения, которые необходимо проводить с детьми постоянно изо дня в день, меняя игры, упражнения.  Играя с детьми, сами показывайте упражнения, заостряя внимание то  на   одну деталь, то на другую.  Если ребенок не хочет играть в одну игру, то не ругайте его. Плавно перейдите на другую игру, не придавая большого значения. Повторяйте изо дня в день. И ваши усилия будут оправданы. Играйте так, чтобы вашему ребенку было интересно с вами.

Итак, начнем: «Лопаточка». Широкий язык высунуть, распластать на нижней губе, держать десять  секунд.
«Чашечка». Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху, но не прикасаться к верхним зубам. Держать десять секунд.

«Иголочка». Открыть рот. Узкий язык высунуть далеко вперед! удерживать десять секунд.

«Горка». Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упирается в нижние зубы! Удерживать пятнадцать секунд.

«Иголочка». Открыть рот. Узкий язык высунуть далеко вперед! удерживать десять секунд.
«Часики». Упражнение дается для активизации мышц языка. Скажите ребенку: «Посмотри, как тикают часики, как ходит маятник. Давай поиграем в часики, а маятником будет твой язычок»
«Лошадка». Цель упражнения: активизация кончика языка. Скажите ребенку: «Давай с тобой изобразим языком, как скачут лошадки». Показываете, как язык присасывается к небу, потом отрывается от него и при этом получается звук, похожий на топот копыт. Проследите, чтобы кончик языка поднимался, прямо поворачиваясь и щелкая за верхними зубами.

«Качели». Скажите ребенку: «Высунь узкий язычок, тянись язычком  попеременно к носу, то к подбородку, рот не закрывай — повторить  так десять — пятнадцать раз».

«Вкусное варенье». Цель упражнения: улучшение подвижности мышцы языка (активизация). Вы предлагаете ребенку, сидя рядом с ним перед зеркалом, представить, что вы с ним ели очень вкусное варенье: «Оно очень вкусное! У тебя испачкалась верхняя губа, давай-ка слижем варенье с верхней губы языком. Вот так». Пока­зывая ребенку, как надо слизать варенье, вы делаете движение широким языком по верхней губе сверху-вниз, (а не из стороны в сторону). «А теперь слижи варенье сам».

«Почистим зубы». Цель упражнения: улучшение подвижности мышцы языка. Ребенок сидит на стуле лицом к вам. «Посмотри, как я буду чистить зубы. (Чистите языком верхние зубы с внутренней стороны). А теперь вместе почистим верхние зубы, чтобы они были чище. Вот какие чистые зубы стали у нас». Язык должен скользить по внутренней поверхности зубов слева — направо. Рот открыт, губы улыбаются и видны зубы.

«Маляр». Скажите ребенку: «Высунь язык, рот приоткрой. Полижи как маляр кисточкой, сначала верхнюю губу по кругу, нижнюю губу по кругу. Сделай это десять раз.

Веселую артикуляционную гимнастику сначала должны  хорошо выучить сами родители, а уже потом правильно показать  и воспроизвести перед детьми. У ребенка должен быть хорошо развит речевой аппарат, он должен четко действовать. Запомните, ребенок учиться у вас,  у родителей. Насколько вы будете хорошо говорить с ребенком, настолько он при поступлении в школу будет иметь чистое произношение. Желаю успеха!