Искажение свистящих и шипящих звуков называется сигматизмом, замена их другими звуками называется парасигматизмом.

Сигматизм бывает следующих видов:Виды и исправление сигматизма

Межзубный сигматизм. При произнесении свистящих и шипящих звуков кончик языка находится между нижними и верхними резцами.

Губно-зубной сигматизм. При этом сигматизме свистящие и шипящие звуки произносятся как ф и в например, фанки — санки, вук — жук.

Призубный сигматизм. При произнесении шипящих и свистящих звуков кончик языка упирается в края нижних и верхних резцов, вследствие этого получается: танки-санки, дайка-зайка, туба-шуба, даба-жаба.

Шипящий сигматизм. Свистящие звуки произносятся как мягкие шипящие например, шяхар — сахар, жялоба — жалоба.Виды и исправление сигматизма

Боковой сигматизм. При таком способе произнесения свистящих и шипящих звуков язык поворачивается во рту ребром, один его край поднимается к внутренней стороне коренных зубов, образуется утечка воздуха по боковому краю языка, поэтому слышится неприятный «хлюпающий» звук. Боковой сигматизм бывает односторонним и двухсторонним.

Носовой сигматизм. При таком произнесении шипящих или свистящих звуков, иногда тех и других, корень языка сильно поднят и смыкается с мягким иебом (там, где маленький язычок), воздух проходит частично через нос и слышится звук, похожий на х, с гнусавым оттенком.

Начинать работу нужно с проверки, различает ли ребенок на слух звуки с, з, ц? Для этого вы кладете перед ним карточки с написанными буквами с, з, ц. В начале уточняете, какая буква написана на каждой карточке. Затем предлагаете ребенку сосредо­точиться и внимательно слушать. Произносите слова с каким-то из этих звуков в начале. Ребенок должен поднять карточку с буквой, звучание которой он услышал в начале этого слова. Если ребенок плохо справляется с этим заданием, поиграйте с ним в «слова». «Давай будем придумывать слова со звуком с в начале слова (также 3 и Ц).Виды и исправление сигматизма

Следующий этап постановки звуков — артикуляционная гим­настика. Примерно неделю проводите с ребенком игры на развитие слухового внимания, игра в слова. Контрольный звук в начале слова, в середине, в конце. И артикуляционную гимнастику, которая уже описана выше. И, наконец, можно приступать к постановке звуков.

Часто взрослые сюсюкаются с детьми, что задерживает правильное звукопроизношение у ребенка. Родители, уделяйте много времени своему ребенку, не следят за речью ребенка. Это отражается на нормальном развитии звукопроизношения и речи в целом. С видами мы познакомились сейчас,  и с  исправлением сигматизма я познакомлю в следующей статье. Следите за моими статьями. Успеха вам и вашим детям!